г. Санкт-Петербург
с 08:00 до 21:00

Выбираем лучший антифриз

Работа автомобиля устроенатаким образом, что после запуска даже самый совершенный двигатель начинает вырабатывать тепло. Перегрев грозит машине серьезными поломками и, как минимум, необходимостью на время прекратить движение. Если в начале прошлого века для охлаждения двигателя использовалась вода, которая во время работы авто в прямом смысле слова закипала, то уже в 20-х годах для этих целей стали использоваться антифриз. Сегодня применение такой охлаждающей жидкости является обязательным условием при эксплуатации машин. Проблема лишь в том, что из-за обилия брендов и составов такого охладителя подобрать оптимальный вариант для своего авто бывает не так-то просто.

Что такое антифриз и из чего он изготавливается

Так как обычная вода, залитая в радиатор, очень быстро закипает и испаряется, около века назад появилась необходимость в более эффективном способе охлаждения двигателя. Вскоре выявился еще один аспект проблемы, так как в суровых климатических условиях двигатель не перегревался, а, наоборот, замерзал. Таким образом, нужна была жидкость, которая одновременно и охлаждает, и нагревает двигатель внутреннего сгорания.

Вопрос перегрева двигателя еще очень долго решался с помощью обычной воды. А вот при минусовой температуре автолюбители стали использовать смесь воды и глицерина, которая не позволяла образовываться льду даже в минус 65 градусов. Правда, от такой жидкости, которая больше напоминала кисель, вскоре пришлось отказаться – смесь оказалась небезопасной для здоровья, а всевозможные добавки для ее разжижения лишь усилили этот эффект.

Примерно в середине 30-х годов прошлого века антифриз стали изготавливать из этиленгликоля, который необходимо было примерно в равных пропорциях разбавлять водой. Вещество имело уникальную особенность – одновременно повышало температуру закипания жидкости в радиаторе и снижало температуру ее замерзания. С использованием различных добавок, именуемых присадками, концентрат этиленгликоля, прозванного в народе «незамерзайкой», стал изготавливаться в промышленных масштабах.

В СССР первое крупное производство антифриза было налажено в 1971 году – разноцветная охлаждающая жидкость стала обязательным атрибутом при эксплуатации автомобилей ВАЗ и получила название тосол (аббревиатура, от словосочетания технология органического соединения). В основе тосола по-прежнему был этиленгликоль, доля которого в составе регулировала температуру замерзания либо закипания раствора. А вот всевозможные присадки тогда и сейчас выполняют иную функцию, их задача – минимизировать процесс коррозии в местах контакта состава с деталями автомобиля.

Из чего изготавливается антифриз в наши дни?

Исследования в области органической и неорганической химии со временем показали, что необходимыми свойствами обладает не только этиленгликоль, хотя это вещество по-прежнему используется в большинстве охлаждающих жидкостей для регулирования температуры в радиаторах авто. Для изготовления концентрата отлично подходят и другие вещества. Со временем появилась новая разновидность незамерзающей жидкости для автомобилей, которую именуют пропиленгликолевой. Это группа современных antifreeze, которые примерно на 20% состоят из глицерина. С экологической точки зрения такой состав считается более безопасным, чем «незамерзайка» из этиленгликоля. Однако глицерин делает охлаждающую жидкость более вязкой, что негативно сказывается на качестве теплообмена. По отзывам пользователей, такой состав пользуется меньшей популярностью, чем классический этиленгликоль.

По типу присадок antifriz может быть:

  • органическим;
  • неорганическим.

Концентрат с органическими добавками является карбоксилатным, то есть имеет в составе сложные углеродосодержащие кислоты. Они выступают в качестве органических ингибиторов, которые подавляют процесс образования налета и при этом защищают поврежденный металл от коррозии. У карбоксилатных составов достаточно низкая адсорбция и минимальный осадок. Лидеры в рейтингах современных карбоксилатных охлаждающих жидкостей - Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus от Liqui Moly, Sintec Lux G12, Sintec Gold G12, Лукойл Red G12, Sintec Premium G12.

Концентрат с неорганическими добавками, как правило, изготавливается на основе этиленгликоля с применением силикатов. Также в качестве ингибиторов могут использоваться другие химические соединения – фосфаты, нитраты, бораты, нитриты, амины в различных пропорциях. Неорганический antifreeze условно подразделяют на американский и европейский. Дело в том, что в США при его изготовлении часто используют фосфаты и в меньшей степени – силикаты. В Европе фосфаты запрещены, поэтому здесь чаще всего применяются силикатные присадки. Если в качестве добавок использованы другие неорганические вещества, то продукт имеет характерную маркировку - Low Silicate Formula. Среди наиболее популярных марок – X-Freeze Red, Аляска G11 красный.

По соотношению органических и неорганических добавок охлаждающие жидкости делятся на:

  • гибридные;
  • лобридные.

Основа у гибридного состава может быть из этиленгликоля или пропиленгликоля, а вот присадки представляют собой коктейль из органических и неорганических веществ. Чаще всего примерно в одинаковых пропорциях используются карбоксилатные соединения и силикаты, реже – фосфаты. По отзывам владельцев автомобилей, чем выше процент карбоксилатных добавок, тем качественнее и, соответственно, дороже будет охлаждающая жидкость. Классический пример таких составов – Лукойл Green G11, Sintec Euro G11, Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11.

Лобридный антифриз**** - это фактически моносостав на основе этиленгликоля либо пропиленгликоля. Но в него добавляется только один вид карбоксилатного соединения и один вид силикатов. При этом карбоксилатная добавка составляет порядка 80-90% всей присадки. Это универсальный состав, который одинаково хорошо зарекомендовал себя как при низких, так и при высоких температурах. В рейтингах и отзывах пользователей такой antifriz неизменно занимает первые места и по праву считается самым дорогим. Наиболее известные и востребованные марки лобридных составов - AGA красный G-12 plus plus, Sintec Unlimited G12 plus plus, Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 13.

Для чего антифриз окрашивают в разные цвета?

В советские времена автопром предлагал водителям только два вида антифриза – красный и синий. Красный состав можно было использовать при температуре до минус 65 градусов, синий не позволял замерзнуть двигателю при температуре до 40 градусов. Сейчас градация по цветам намного разнообразнее, и они указывают не столько на температурный режим использования средства, сколько на то, какие именно присадки содержатся в охлаждающей жидкости.

В некоторых отзывах водителей авто можно найти информацию, что цвет «незамерзайки» влияет на срок ее службы, но это миф. Также не соответствует действительности информация о том, что выбирать продукт нужно исключительно по цвету. Например, некоторые владельцы автомобилей утверждают, что красную **жидкость можно доливать в радиатор только в том случае, если до этого тоже использовался концентрат красного цвета. На самом деле все гораздо проще и сложнее одновременно, так как окраска антифриза** – это личное дело производителя, который может выбрать абсолютно любой пигмент. Тем не менее, некоторую аналогию между цветом и составом все же можно провести, так как такой градации придерживаются многие компании.

Зеленый антифриз, который можно купить практически на любой заправке Лукойл, в большинстве случаев окажется продуктом с неорганическими добавками. Обычно зеленый цвет указывает на то, что в состав входят силикаты, а основу составляет этиленгликоль. Вместе с тем, в такой цвет может быть окрашен любой классический состав «незамерзайки», в которую входят этиленгликоль и присадки. На базе этиленгликоля обычно изготавливают антифриз синего цвета с различными неорганическими присадками, в том числе фосфатами. А вот красный цвет часто указывает на то, что в этиленгликоль добавлены органические присадки – различные карбоксилатные соединения. Состав на основе этиленгликоля с карбоксилатной добавкой также может быть розовым или желтым. При этом в красные и желтые тона нередко окрашивают гибридные составы. А вот если вы решили купить фиолетовую охлаждающую жидкость, то в большинстве случаев это будет дорогой лобридный состав.

Есть еще одна закономерность, о которой часто в своих отзывах пишут владельцы авто. Составы на базе этиленгликоля, как правило, окрашивают в синий, зеленый, желтый и красный цвет. Если базовым компонентом является полипропиленгликоль, то с большой вероятностью цвет охлаждающей жидкости будет розовым или фиолетовым.

Таким образом, ориентироваться на цвет при выборе антифриза не следует. Даже если перед вами две охлаждающие жидкости одинакового оттенка, проверьте их состав и убедитесь, что он идентичен.

Зачем же тогда производители окрашивают свою продукцию? Во-первых, это требование касается большинства технических составов, не предназначенных для употребления внутрь, чтобы их не перепутали с водой или алкогольными напитками. К тому же окрашенный антифриз позволяет:

  • легко выявить протечку;
  • отслеживать уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
  • по меняющемуся цвету состава сразу же определять, выработал ли он свой ресурс.

Маркировка антифриза: что обычно пишут на упаковке?

Все зависит от того, в какой стране и каким брендом был изготовлен концентрат. Наиболее распространенной является маркировка Vag, разработанная концерном Volkswagen – она используется в большинстве европейских стран. Состоит такая маркировка из латинской буквы G и цифр, которые обозначают класс охлаждающей жидкости. Каждому классу соответствуют не только своя цифра, но и свой цвет, что позволяет легко ориентироваться в продукции многих производителей «незамерзайки». Таким образом:

  • G11 – гибридный антифриз, в котором помимо этиленгликоля могут содержаться различные органические и неорганические ингибиторы. Имеет несколько подклассов, от G1 plus до G11 plus plus. Чем больше плюсов в маркировке, тем выше содержание органических присадок на основе карбоксилатных кислот. Цвет жидкости: зеленый, желтый, синий, бирюзовый. Эффект: подходит для любых типов радиаторов, обеспечивая базовую защиту от коррозии и предупреждая вспенивание охлаждающей жидкости. Антифриз ****G11 пригоден для использования в большинстве автомобилей. Срок службы составляет 3 года;
  • G12 – органический антифриз на основе этиленгликоля с добавкой карбоксилатной присадки. Есть ряд подклассов, в том числе G12 plus, G30, G33 и G34. Цвет жидкости: красный, оранжевый, розовый. Эффект: отличается хорошими противокоррозийными свойствами, дает минимальный осадок, который исчисляется в микронах, но при этом создает защитный слой в тех местах системы охлаждения, где есть ржавчина. Срок службы охладителя составляет 5 лет;
  • G13 антифриз (прежняя маркировка - G 12 plus plus) – лобридный состав, в котором все чаще используется экологически безопасный полипропиленгликоль плюс карбоксилатная кислота (примерно 90% присадки) и незначительное количество силикатов. Цвет жидкости: розовый и фиолетовый, иногда красный либо оранжевый. Эффект: очень бережное отношение к металлу, который получает хорошую и продолжительную защиту от коррозии, эффективная работа при любых температурных режимах. Срок службы неограничен.

Классической маркировки Vag придерживается ряд производителей, включая известный немецкий бренд Febi Bilstein, российские Лукойл, Синтек, Evo, Aga, Спутник, Дзержинский. Универсальные обозначения дают возможность быстро сориентироваться в ассортименте товаров, не обращая внимания на цвет охлаждающей жидкости.

Однако далеко не все европейские компании используют эту распространенную маркировку. Например, на канистре с немецким антифризом Liqui Moly заветные буквы и цифры найти не удастся. Поэтому следует запомнить, что надпись Kuhlerfrostschutz KFS 11 соответствует общеевропейскому обозначению G11, Kuhlerfrostschutz KFS 12 plus – это составы с маркировкой G12 и G12 plus, а Kuhlerfrostschutz KFS 12 plus plus отвечает маркировке лобридного состава G13.

Иная маркировка будет и у японского бренда Akira, который на упаковке указывает цвет продукта, что соответствует определенному температурному режиму. Так, Coolant Yellow в концентрате применяется, если температура воздуха составляет не ниже 20 градусов, пометка Green ставится на концентрате, рассчитанном на температуру не ниже 25 градусов, а Coolant Red – на продукте, который можно использовать при температуре до минус 30 градусов. Все охлаждающие жидкости этого производителя по своему составу соответствуют антифризу с европейской маркировкой G12, то есть являются гибридами. Правда, нужно учитывать, что на российском рынке японский бренд представлен не концентратами, а составами, которые уже разведены водой и готовы к применению. На упаковке таких продуктов указывается иной температурный режим. Но если судить по отзывам владельцев авто, представленная информация не является корректной. Поэтому при выборе продукции Akira стоит ориентироваться на цветовую и температурную градацию, которая применяется при выпуске концентратов.

Что еще можно найти на упаковке?

Некоторые российские производители на упаковке «незамерзайки» указывают, что это тосол. Такую маркировку можно встретить у российских компаний «Органик-Прогресс», Лукойл, Спутник, Дзержинский, Sintec.

Тосол – это тот же антифриз, но изготовленный по советским стандартам качества. В современной системе градации охлаждающих жидкостей он соответствует бюджетной категории смеси на основе этиленгликоля и неорганических присадок. При этом тосол представляет собой концентрат охлаждающей жидкости, что обусловлено особенностями его применения в советских автомобилях прошлого века. Для того чтобы постоянно охлаждать двигатель, обычно использовалась вода, в которую при необходимости добавлялся тосол.

Иногда на пластиковых канистрах можно встретить маркировку ОЖ-К, которая не имеет никакого отношения к названию бренда или составу. Это аббревиатура, которая указывает, что вам предлагают купить охлаждающую жидкость в виде концентрата.

К обязательной информации, размещаемой на упаковке, относятся пограничные температуры, при которых состав замерзает либо перестает охлаждать двигатель, а также масса антифриза (в редких случаях – литраж). Также на этикетках можно найти состав присадок, что актуально для импортных смесей, производители которых не используют маркировку Vag. Чаще всего состав присадок обозначается следующими аббревиатурами:

  • SOAT - silicate organic acid technology;
  • PHOAT - phosphate organic acid technology;
  • SBOAT - silicate and borate organic acid technology;
  • SNBOAT - silicate-nitrite-borate organic acid technology;
  • IAT - inorganic acid technology;
  • OAT - organic acid technology;
  • HOAT - hybrid organic acid technology;
  • SiOAT - silicon enhanced organic acid technology.

Благодаря такой маркировке можно определить, к какому классу по Vag относится «незамерзайка», и подойдет ли она для конкретного авто.

Как выбрать оптимальный охлаждающий состав

Производители автомобилей во всем мире проводят тесты и разрабатывают особые требования к антифризу на предмет его соответствия спецификации той или иной модели авто. По результатам каждого теста, который позволяет проверить температуру закипания и замерзания охлаждающей жидкости, определить ее влияние на металл и резину за счет кавитации, уровень вспениваемости, соответствие состава нормам допуска для того или иного автомобиля.

Чтобы узнать, какой антифриз заливать в авто, стоит внимательно ознакомиться с технической информацией по допускам. Для этого достаточно найти сайт производителя автомобилей, на котором указываются требования по антифризу к различным моделям авто. Но нужно учитывать, что в современном автопроме далеко не все компании придерживаются стандартов Vag. Например, в технической документации к южнокорейским машинам прописан стандарт KSM 2142, в Великобритании используют допуски по BS 6580, в России действует ГОСТ 28084-89. Это усложняет задачу, потому что сопоставить критерии разных стандартов не просто. Намного удобнее найти примеры охлаждающей жидкости, отвечающей стандарту, посмотреть, какой у нее состав, и подобрать аналог в стандарте Vag.

Таким образом можно выяснить, что допуски для южнокорейских автомобилей по стандарту KSM 2142 подразумевают использование гибридов на основе этиленгликоля с добавлением фосфатов, то есть, соответствуют маркировке G11 по стандарту Vag. Ну, а состав продукта можно подобрать, ориентируясь на дополнительную информацию, которую на упаковке указывает производитель антифриза.

При покупке автомобиля стоит предварительно выяснить информацию о марке охлаждающей жидкости у продавца, и в будущем постараться использовать именно ее либо аналоги, которые отвечают нормам допуска. При этом очень важно соблюдать специфику применения «незамерзайки».

Как правильно заливать в авто охлаждающий состав

Сперва нужно определиться с тем, что именно вы собираетесь купить. Если речь идет о концентрате, то его перед использованием придется самостоятельно разбавить дистиллированной водой. Оптимальные пропорции обычно указаны на упаковке с поправкой на температурный режим. Если на улице слишком холодно или, наоборот, очень жарко, доля концентрата пропорционально воде возрастает. И наоборот, если на улице не слишком холодно или не слишком жарко, долю концентрата в общем объеме ОЖ можно сократить. Если вы решили выбрать готовый состав, его не нужно будет разводить. Но при этом регулировать концентрацию такой охлаждающей жидкости все же можно, если добавлять в радиатор дистиллированную воду.

В отзывах о правильном использовании охлаждающих составов можно нередко найти противоречивую информацию о том, стоит ли вообще доливать дистиллят в радиатор, если, к примеру, уровень жидкости снизился. Произойти это может по двум причинам – естественное выпаривание влаги и ее утечка. Если содержимое радиатора уменьшилось естественным путем, можно долить немного воды, и от этого качество охлаждающей жидкости не пострадает. При обнаружении протечки, когда содержимое радиатора уменьшилось не менее чем на четверть, лучше всего восполнить потери готовым к использованию антифризом или же развести концентрат. Использование чистой воды – крайний вариант, который позволит добраться до СТО для устранения неполадки. После этого в большинстве случаев охлаждающую жидкость придется полностью заменить.

Можно ли смешивать различные виды антифриза?

В идеале делать этого не следует, но от непредвиденных ситуаций никто не застрахован. Например, в продаже нет охлаждающей жидкости именно того производителя, которому вы доверяете, а обстоятельства срочно требуют пополнить содержимое радиатора. Что делать в такой ситуации? Для начала постараться не совершить самую распространенную ошибку среди владельцев авто, которые подбирают охлаждающую жидкость по цвету. Ориентироваться следует на маркировку.

Если ситуация безвыходная, то стоит запомнить, какие виды «незамерзайки» допустимо смешивать между собой, а какие – нет. Согласно отзывам автовладельцев, составы класса G11, взятые за основу, можно разбавлять любыми аналогами в данной категории, а также использовать охлаждающую жидкость, которая по стандарту Vag отвечает классам G12 и G13. Соответственно, в продукт класса G12 можно доливать состав такого же класса либо выше. Для охлаждающей жидкости класса G13 можно использовать только аналог в этой категории, то есть лобридный состав. Правда, не так давно на рынке появился универсальный продукт Sintec Multifreeze, который также является лобридным и сочетается с охлаждающими жидкостями любого класса, цвета и бренда. Конечно, новый Sintec стоит недешево. Но если есть сомнения по поводу состава того, что залито в радиатор вашего авто, использование этой высококлассной «незамерзайки» - хорошая возможность гарантированно решить проблему.

Если по ошибке смешать охлаждающую жидкость различных классов, которая между собой не сочетается, есть риск столкнуться тем, что в автомобиле:

  • активируется процесс коррозии, что приведет к выходу из строя охладительной системы;
  • произойдет размягчение резиновых шлангов, патрубков, прокладок, из-за чего появится протечка;
  • ускорится процесс образования осадков, что приведет к ухудшению работы системы и перегреву двигателя;
  • ухудшится качество обогрева салона.

Как и когда следует менять содержимое радиатора

У каждого класса «незамерзайки» есть свой временной лимит использования. Чем выше класс охлаждающей жидкости, тем дольше она прослужит. Например, высококачественный лобридный состав не имеет срока давности. Но при условии, что его заливали в новый авто, который не часто эксплуатируется. В интернете можно встретить отзывы опытных автолюбителей, которые вне зависимости от того, что пишут производители на упаковке, меняют охлаждающий состав раз в год или в зависимости от пробега автомобиля, когда достигаются 50 тысяч км. Такой подход себя оправдывает, потому что позволяет избежать непредвиденных ситуаций в дороге.

Для тех, кто не доверяет инструкциям и абстрактным рекомендациям, существует более надежный способ, позволяющий определить, когда содержимое радиатора требует замены. Обычно в расширительном бачке хорошо видно, какой цвет у охлаждающей жидкости. Если она стала бледной (изначально составы всегда имеют очень яркую окраску), то практически выработала свой ресурс. То же самое касается «незамерзайки», цвет которой с красного, зеленого или синего изменился на бурый.

Перед тем как заменить антифриз, необходимо позволить радиатору остыть до температуры окружающей среды, затем установить поддон и с помощью шланга слить жидкость. Затем необходимо очистить систему охлаждения от возможной грязи и ржавчины. Для этого понадобится дистиллированная вода, в которую можно добавить 1 чайную ложку соды или лимонной кислоты из расчета на 1 л жидкости. Воду необходимо влить в расширительный бачок и на 7-10 минут запустить двигатель. После этого радиатор охлаждается, его содержимое сливается. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока сливаемая вода не станет визуально чистой. Контрольная промывка радиатора выполняется чистым дистиллятом, после чего в бачок можно заливать свежую охлаждающую смесь.

Как проверить подлинность антифриза

К сожалению, далеко не всегда продавцы предлагают владельцам авто охлаждающие составы, которые отвечают требованиям допуска, являются оригинальной продукцией того или иного бренда. Подделка внешне может быть довольно искусной, с этикеткой, похожей на оригинальную, где указаны маркировка и состав. Если заливать такой антифриз регулярно, можно вывести из строя не только охладительную систему, но и двигатель. Как же распознать бутлег?

До того, как купить «незамерзайку», посмотрите на цену и сравните, насколько она ниже, чем у других продавцов. Даже самый бюджетный гибридный продукт не может стоить дешевле 250-300 рублей за литр. Если охлаждающий состав продают за полцены, с большой долей вероятности перед вами подделка. Если вы все же решили купить **антифриз**, но сомневаетесь в его качестве, дома можно провести ряд простых химических опытов. Их результаты покажут, что же на самом деле вы приобрели. Проверить продукт можно несколькими способами:

  • нагреть;
  • заморозить;
  • добавить соду.

В первом случае охлаждающий состав следует налить в небольшую металлическую емкость с достаточно толстым дном и нагреть. Идеальный вариант – использовать для этого электрическую плиту. Понадобится также промышленный термометр со шкалой до плюс 120 градусов. Как только содержимое емкости закипит, следует измерить температуру. Она должна соответствовать той, что заявлена в технических параметрах. Если охлаждающий состав закипел при плюс 80-90 градусах, лучше отказаться от его использования в автомобиле.

Для того чтобы протестировать продукт холодом, достаточно поместить его небольшое количество в морозильную камеру. Бытовые холодильники хороши тем, что температура в них редко опускается ниже минус 30 градусов. Если на упаковке указан температурный режим до минус 40 или минус 50 градусов, но при этом концентрат превратился в лед, заливать его в авто не следует.

Сода представляет собой химическое соединение, которое при контакте с различными веществами дает реакцию в виде пены, осадка, образования хлопьев. Однако этиленгликоль и полипропиленгликоль на соду не реагируют. Увидели какие-либо изменения в продукте – откажитесь от его использования.

Что нужно запомнить перед тем, как купить антифриз

  1. Не стоит ориентироваться на цвет продукта, так как даже у одного и того же производителя для конкретной марки охлаждающей жидкости могут использоваться различные красители.
  2. По возможности не следует смешивать продукты, которые относятся к различным классам по стандарту Vag. Если другого выхода нет, то нужно учитывать их совместимость или же использовать Sintec Multifreeze.
  3. Если вы решили купить концентрат, то помните, что добавлять его в расширительный бачок в чистом виде нельзя. Предварительно следует развести антифриз дистиллированной водой.
  4. Если содержимое радиатора незначительно уменьшилось, вместо охлаждающей жидкости можно долить дистиллят.
  5. Состав продукта определяют не по его цвету, а по маркировке и дополнительным сведениям, которые указываются на упаковке. Если нет возможности подобрать аналог по стандарту стандарту Vag, следует ориентироваться на то, какие именно присадки содержатся в продукте.
  6. Время от времени состав для охлаждения двигателя требует замены. Чтобы понять, когда это следует сделать, ориентируйтесь не только на инструкцию и рекомендации других владельцев авто, но и на цвет продукта. Если смесь выцвела, стала бурой либо коричневой, пришло время ее менять.
  7. Стоит внимательно относиться к тому, что вы заливаете в радиатор, так как от подделок никто не застрахован.

Топ-10 лучших охлаждающих составов в 2023 году

У каждого продавца свой рейтинг брендов и марок антифриза, основанный как на объективных, так и на субъективных показателях. Но если учитывать, что владельцы автомобилей голосуют за продукт рублем, даже если его нельзя купить дешево, вопрос о том, что лучше, отпадает сам собой. В 2023 году, несмотря на некоторые проблемы в поставках импортных продуктов, на российском рынке представлены десятки вариантов антифриза с различными критериями допусков. И в каждой из категорий есть свои лидеры продаж, отличающиеся оптимальным соотношением цены, полезных свойств и качества.

Гибридные составы, отвечающие классу G11 по стандарту Vag

  • Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11.
  • Синтек Евро G11.
  • Синтек Универсал G11.
  • Лукойл Green G11.
  • Coolstream Hybrid Extra.

Карбоксилатные составы, отвечающие классу G12/G12 plus по стандарту Vag

  • Sintec Premium G12.
  • Aga Z40.
  • Liqui Moly Motorbike Langzeit Kuhlerfrostschutz.
  • Sintec Lux G12.
  • Volkswagen G12 EVO.

Лобридные составы, отвечающие классу G12 plus plus/G13 по стандарту Vag

  • Sintec Unlimited G12 plus plus.
  • Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 13.
  • Febi G13.
  • Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12 plus plus.
  • Coolstream QR.

Посмотреть каталог автомобилей